Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира, формирования гражданской позиции.
Летняя площадка предоставляет большие возможности для удовлетворения запросов учащихся. В условиях неформального общения наиболее полно раскрываются различные грани личности каждого ребёнка, что помогает развивать личностные качества учащихся в заданном природой направлении, прививая нравственные и моральные ориентиры. Способы организации неформального образования во время площадки следующие:
- наставничество, позволяющее в неформальной обстановке приобретать более обширные знания как ученику, так и его наставнику (учителю, воспитателю) и способствующие формированию опыта взаимодействия,
- командные игры, развивающие чувство сплочённости и позволяющие понять свою роль в деятельности команды, учат взаимодействию с другими её членами, способствуют как индивидуальному развитию каждого ребёнка, так и группы в целом.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летний сувенир» (далее программа) имеет художественную направленность, которая ориентирована на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей обучающихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
Данная образовательная программа дополнительного образования разработана на основе авторских образовательных программ.
Программа реализуется в летний период, является краткосрочной и имеет ознакомительный уровень.
Реализация краткосрочных программ в летний период с одной стороны является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Образовательная программа составлена с учетом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с учащимися строится на сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, тактичного отношения к личности ребенка. Программа может быть использована и применена педагогами дополнительного образования художественной направленности.
В процессе освоения программы дети имеют возможность получать знания о простейших закономерностях построения предметов и передачи их формы, основах графики, цветоведения, композиции, декоративной стилизации. В программе используются в основном игровые методы и приемы подачи материала. Развитию творческих способностей детей способствуют разнообразные виды бумажной пластики: аппликация, оригами, квиллинг.
Актуальность программы обусловлена тем, что востребована со стороны родителей обучающихся. В летний период у детей больше свободного времени, чтобы уделить развитию своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением помещений или подарком для друзей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием духовности через освоение основ бумажной пластики. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Адресат программы. Программа адресована детям 7–15 лет, поэтому при её составлении учитывался возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. Ограничений при приёме детей нет.
Наполняемость групп 12 человек и более. Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Срок реализации программы три недели. Программа рассчитана на 3 часа, недельная нагрузка 1 час .Продолжительность занятия – 45 мин.
Формы обучения: очная.
Состав группы - постоянный. Основной формой обучения по данной программе является практико-творческая деятельность учащихся.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации работы на занятиях.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов и мероприятий.
Теоретические знания по всем разделам программы даются в начале занятий и закрепляются в практической работе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. Занятия могут проводиться в форме бесед, конкурсов, выставок, игр-путешествий и т. д.